Елочные игрушки от кутюр.
50 тысяч долларов за одну ночь
Сегодня елочные игрушки можно купить на каждой улочке и в магазине. Множество форм, цветов, оттенков...
Но мало кто знает, что настоящая елочная игрушка погибла уже как полвека. По крайней мере так утверждают настоящие ценители елочных украшений, а именно коллекционеры. Самые авторитетные их представители согласились показать "МК” свои тайники...
— Все уверены, что елочные игрушки появились в России вместе с январским Новым годом, то есть в 1700-м. (До этого Новый год отмечали 1 сентября. — О.Х.) Но это очень большое заблуждение! — с ходу заявляет Сергей Романов. Он — историк, коллекционер елочных украшений с 20-летним стажем. В его "тайниках” насчитывается больше четырех с половиной тысяч экспонатов.
Сергей Романов изучал историю новогоднего праздника и выяснил: после того как Петр Первый издал указ о праздновании Нового года 1 января, торжество сводится к банальной пьянке особ, приближенных к императору. Только сто лет спустя в праздничные деньки появляется елка. Правда, только на крышах питейных заведений. Все случилось благодаря немцам, во второй половине XIX века. Из Германии приходит мода устанавливать елки не только на крышах трактиров, но и в приличных домах. Дерево появляется 31 декабря вечером, на ветки вешают сладости и фрукты, во время праздничной ночи вкусности съедают, а елку поутру выбрасывают за ненадобностью... С праздником жаль расставаться так скоро, и вкусности упаковывают в бумагу, коробки, бонбоньерки... Содержимое все так же съедается, а обертки остаются висеть на дереве еще несколько дней... Вот именно эти незатейливые украшения и положили начало целому направлению в прикладном искусстве — елочным украшениям.
Самопальный шик
Период первый: дореволюционный. Около 1880 года в России появляются первые елочные игрушки, изготовленные фабричным способом. Правда, доставляют стеклянные и картонные игрушки из Германии.
Но все же особый шик — украшения с фарфоровыми головками. Эти заграничные штучки продавались в галереях и салонах Северной Пальмиры и Москвы. Из-за дороговизны нормой было брать елочные украшения напрокат. Но те, кто попроще, запросто могли выбрать что-нибудь подходящее на местных ярмарках. Уже к концу XIX века в России появляются артели по производству игрушек. Правда, крупный завод всего один — питерский.
Модно похвастать игрушками, сделанными самостоятельно. Причем в домах даже самых знатных вельмож.
Дело в том, что накануне Нового года в продажу запускали специальные альбомчики для игрушек-самоделок. Внутри на листах помещали литографические веселые личики Дедушек Морозов, ангелочков, человечков, а также аксессуары к ним. Все это следовало вырезать и склеить.
В самом начале XX века лица игрушек стали лепными, производители окучили еще один материал — папье-маше. Главная тема украшений — домашняя, рождественская.
Ангелов заменили тетки в красных платках
Период второй: 20—30-е годы. Совнарком 24 января 1918 года выпускает декрет, по которому вводится новый календарный стиль. Отличие от старого — 13 дней. Мало того, 1 января совсем не красный день календаря, а рабочий. Именно поэтому интерес к отмечанию праздника ослабевает. Дальше — больше. После смерти Ленина, в 1925-м, Новый год отмечать запретили и, соответственно, из продажи исчезли и елки, и игрушки. Но ровно через 10 лет Сталин передумал. И случилось это благодаря Павлу Постышеву, который посадил и расстрелял украинскую интеллигенцию. Именно этот злодей не испугался прийти к вождю всех народов и убедить вернуть людям елку. А 1 января 1937-го в "Литературке” опубликовали лозунг, который позже растиражировали: "Жить стало лучше, жить стало веселее!”. И вот в спешном порядке возобновляется производство елочных игрушек. Еще один исторический парадокс. В 37-м, когда по стране прокатилась волна репрессий, расстрелов, политических приговоров, в игрушках самой массовой стала тема... сказок. Но параллельно стартует еще одна серия — советская.
В коллекции американки Ким Балашак имеются некоторые совершенно уникальные "украшения” 30-х. Например, шарики с изображениями членов Политбюро. Художники-партийцы долго думали, как в елочных игрушках отобразить тот факт, что "жить стало лучше, жить стало веселее”. И додумались. Огромный шар красного цвета, а на нем четыре символа счастья: портреты Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса. Эти шары — особенная редкость, поскольку производились только в течение одного года, 37-го, и только в Москве.
Между тем в 1937 году в издательстве "Учпедгиз” выходит пособие под названием "Елка в детском саду”. Где детально излагается, как следует "правильно” наряжать елку и что при этом думать. Вот некоторые выдержки из него:
"Необходимо украсить верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой. На средних ветках надо вешать игрушки, не требующие детального рассматривания: бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи и фрукты, а на краях ветвей — аэропланы, парашюты, пограничника Карацупу с собакой Ингусом, паровозы и броневики. Новогодняя елка должна быть праздником счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях”.
Дедушка Мороз мочит врага
Период третий: военный и поствоенный. Оказывается, и в годы войны производство елочных игрушек не прекращалось. Правда, это делали маленькие артели. Главный материал — фольга и погоны, которые ввели с 43-го на 44-й год. Из них мастерили корзинки (см. фото) и парусники. А еще появились проволочные украшения из отходов производства. Это домики для птичек, пятиконечные красные звезды, внутри которых помещался советский герб — серп и молот. Самый популярный сюжет в игрушках — парашютист, а в открытках — Дедушка Мороз мочит врага. Правда, не в сортире, а в открытом бою.
— После войны производство новогодних украшений полностью восстанавливают к 1946 году, — рассказывает Романов. — На московский завод елочных украшений и оптических приборов, что на Измайловском шоссе, приходят новые художники. Появляются и "мирные” серии: животные, человечки, фигурные подвески.
С 50-го запускается новая технология — игрушки на прищепках. Это в целях политической осторожности. А вдруг советский символ подвесят на веревочке вверх тормашками?
Одна из самых модных тем в эпоху правления Хрущева — сельскохозяйственная. Выпускался весь ассортимент фруктов и овощей. Но преобладала кукуруза. Уж ее, родимую, изготавливали в разных видах и подвидах... В ту пору на экраны вышел фильм "Карнавальная ночь”. Это положило начало выпуску часов и будильников, на которых всегда оставалось пять минут до Нового года. В начале 60-х на первый план выходит тема космоса. Параллельно стартует и серия девочек в национальных костюмах, которая должна укрепить веру советских граждан в незыблемость постулата "15 республик — 15 сестер”.
Кстати, Сергей Романов поделился, что выставит все добро из своих "тайников” на выставке в музее декоративно-прикладного искусства.
Цена вопроса — отдельный вопрос
Американка Ким Балашак живет в Москве уже больше 10 лет. Коллекционирует русские елочные игрушки с 98-го года. Она обладатель уникального экспоната — дореволюционной рекламки-прайса на елочные игрушки. Там прописано, что некоторые, например, картонные украшения можно было купить за несколько копеек... Но указана и стоимость самых дорогих. Это невероятно, но факт: наборчик стеклянных шариков продавали за 100 рублей.
Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор: "На сегодняшний день эту сумму можно приравнять к 50 тысячам долларов!”
В советское время, до денежной реформы Хрущева 61-го года, одна игрушка выставлялась на продажу за 60 копеек.
— А эту сумму можно приравнять к нынешним 250 рублям, — комментирует Никита Кричевский.
— С середины 60-х производство елочных игрушек окончательно поставили на поток, — рассказывает Сергей Романов. — То есть исключили технологии, которые требовали больше ручного труда. Исчезла скульптурность фигурок, филигранность росписи. Появляются игрушки из пенопласта и пластика — они не бьются: экономика, как известно, должна быть экономной...
...Для того чтобы понять это, я взяла в руки две игрушки — начала и конца XX века. Действительно, разница видна невооруженным глазом. Приторно-гламурные росписи, яркие эмали и цветные камешки вытеснили точные пропорции и выразительные глазки.